Оригинал статьи приведен на сайте:www.sitmag.ru/article/azbuka/
Назад в библиотеку Конвейер - важная составляющая оборудования складаАвтор: А. Рикошинский Конвейеры (транспортеры) как один из основных видов непрерывного
транспорта широко применяют практически во всех отраслях промышленности и
внутрискладской обработке грузов. Прообразы современных конвейеров
появились пять тысяч лет назад. Согласно исторической науке (см. БСЭ) уже
в Древнем Китае и Индии в оросительных системах использовались прототипы
скребковых конвейеров (цепные насосы), а в Месопотамии и Древнем Египте
применяли многоковшовые и винтовые водоподъемники - предшественники
современных ковшовых элеваторов и винтовых конвейеров. К XIV-XVIII вв.
скребковые и винтовые конвейеры широко использовались для перемещения
сыпучих материалов, например муки.
С развитием техники совершенствовалась и конструкция конвейеров.
Появление прочных прорезиненных тканей, разработка новых конструкций
конвейеров - со спиральными винтами для крупнокусковых материалов,
ковшовых с шарнирно закрепленными ковшами для доставки грузов по сложным
трассам, ленточных со стальными лентами, инерционных и т. д. - позволили
использовать их для доставки тяжелых массовых и штучных грузов. С конца
ХIХ века производство конвейеров в промышленно развитых странах выделилось
в отдельную область машиностроения. В России, по данным Федеральной службы
государственной статистики, в 2005 г. было изготовлено 658 ленточных
стационарных конвейеров (в 2004 г. - 577), ленточных шахтных конвейеров -
202 (в 2004 г. - 174 ед.), скребковых шахтных конвейеров - 117 (в 2004 г.
- 121 ед.). Из определения конвейера (транспортера) как машины непрерывного
действия для перемещения сыпучих, кусковых или штучных грузов следуют и
различные принципы классификации конвейеров: • по типу тягового органа (ленточные, цепные, канатные и без тягового
органа - гравитационные, инерционные, винтовые); • по типу грузонесущего органа (ленточные, пластинчатые, люлечные,
скребковые, ковшовые и т. д.); • по условиям использования (напольные - стационарные, передвижные,
переносные или подвесные); • по роду перемещаемого груза (для насыпных или штучных грузов). В особые группы относят элеваторы, вертикальные конвейеры с подвесными
ковшами, люльками или полками, эскалаторы, специальные пластинчатые и
ленточные конвейеры для перемещения людей, шагающие конвейеры, триммеры,
стакеры для штабелирования бревен и т. д. В качестве складской техники в зависимости от назначения склада, вида
перемещаемого груза и технологии товародвижения применяют различные виды
конвейеров. Использование конвейеров при обработке товаров на складе
позволяет улучшить технико-экономические характеристики склада, а
именно:
• сократить стоимость складской обработки; • более эффективно использовать складские площади; • сократить время и трудозатраты при перемещении груза; • снизить риск повреждения груза при его транспортировке; • контролировать номенклатуру, объем и направление перемещаемых
грузов. В складских технологиях применяют практически все существующие виды
конвейеров. Выбор конкретного типа конвейера зависит от принятой на складе
системы обработки грузов, от физико-химических параметров
транспортируемого материала, от производительности, длины и геометрии
трассы самого конвейера. В этой статье мы подробнее рассмотрим наиболее
распространенный вид конвейеров - ленточные и специфический складской вид
- роликовые конвейеры (рольганги). Ленточные конвейеры (ленточные транспортеры) Благодаря своей универсальности ленточные конвейеры получили наиболее
широкое распространение. Эти устройства применяют для транспортировки
сыпучих, кусковых и штучных грузов по горизонтальным и комбинированным
трассам, они представляют собой непрерывно движущуюся конвейерную ленту,
транспортирующую различные грузы как в таре, так и навалом. Конвейерная
лента движется по стационарным роликоопорам, огибая приводной, натяжной, а
иногда и отклоняющие барабаны. Ленточные конвейеры обычно оснащают
жесткими трехроликовыми опорами, скребками или щеточными устройствами для
очистки конвейерной ленты с обеих сторон; они оборудованы также
приводными, концевыми и отклоняющими барабанами. В качестве загрузочных
устройств применяются лотки, воронки, спуски, бункера с затворами,
питатели. В загрузочной части конвейера, как правило, устраивают борта с
уплотнителями. При транспортировке крупногабаритного груза конвейеры могут
быть оснащены в загрузочной их части под-амортизированными
роликоопорами. Популярность ленточных конвейеров достигается благодаря таким их
свойствам, как высокая производительность, обеспечиваемая скоростью
движения ленты; низкие энергозатраты, простота конструкции, высокая
надежность при продолжительной эксплуатации. В ленточном конвейере груз перемещается на конвейерной ленте и вместе с
ней. В зависимости от типа роликоопор конвейерная лента имеет плоскую или
желобчатую форму. Необходимое натяжение конвейерной ленты обеспечивает
натяжная станция, обычно грузовая, а в передвижных конвейерах -
винтовая.
Выбор ленты конвейера с определенными физико-химическими свойствами
зависит от типа транспортируемого груза, его трения о ленту, а также от
угла наклона конвейера, скорости и способа его загрузки. Для перемещения
штучных грузов используется плоская гладкая лента. Мелкие и сыпучие грузы
транспортируют по ленте, выполненной с треугольным, пирамидальным,
шевронным, ромбовидным и другими видами рифления. Ленты, имеющие на
рабочей поверхности поперечные перегородки высотой до 200 мм, позволяют
транспортировать грузы под наклоном 35...40°. В зависимости от
номенклатуры товаров конкретного склада применяют конвейеры с разными
типами лент, например брезентовой, резинотканевой, сетчатой или
специальной пищевой. На российском рынке наиболее популярным видом являются резинотканевые
транспортерные ленты - их доля составляет примерно 95% всего количества
конвейерных лент, реализуемых на рынке. Популярность этого типа лент
объясняется не только широкой областью их применения - практически для
любых видов сыпучих, кусковых и штучных грузов, но и целым рядом их
потребительских свойств: повышенной эластичностью и гибкостью, пониженной
массой (на 25...30% ниже массы резинотросовых, что позволяет экономить
электроэнергию при эксплуатации), снижением риска самовоспламенения лент
(при повреждении резинотросовой ленты происходит искрение металлических
тросов) и т. д. Длина ленточного конвейера может составлять от 1...2 м до 1 км и более,
производительность - от нескольких кубометров в час до нескольких тысяч
кубометров, ширина ленты - от 0,4 до 1,8 м, скорость движения ленты - от
0,5 до 5 м/с. Отметим, что по действующим нормативам скорость движения
конвейерной ленты при ручной грузоразборке должна быть не более 0,5 м/с
при массе обрабатываемого груза до 5 кг и 0,3 м/с при массе груза,
превышающей 5 кг. Ленточные конвейеры устанавливают на открытом воздухе на эстакадах и
открытых площадках, в туннелях, галереях (отапливаемых и неотапливаемых),
в зданиях. Температура окружающей среды при эксплуатации конвейеров
колеблется, как правило, в диапазоне -50...+45 °С, но в отдельных случаях
возможна работа при температуре от -50 до +200 °С. При необходимости
ленточные конвейеры оснащают вспомогательным оборудованием, обеспечивающим
их эксплуатацию в заданном режиме и создающим условия для нормальной и
надежной работы всех механизмов: загрузочных устройств, центрирующих и
очистных устройств, средств контроля пробуксовки, целостности и обрыва
ленты, устройств для уборки просыпавшихся грузов и пылеподавления,
аппаратуры автоматического управления, сигнализации и др. Как правило, ленточные конвейеры оборудованы устройствами для удаления
с поверхности нижней ветви просыпавшихся или упавших грузов и
устройствами, исключающими падение с них транспортируемого материала. Если накопительным устройством ленточного конвейера, перемещающего
сыпучие грузы, является бункер, то накопление штучных грузов осложняется
требованием сохранять их положение в пространстве - их накопление при
сходе с ленточного конвейера может быть осуществлено в специальном
накопительном устройстве в виде кольцевого накопительного стола с
ограждениями. Такие накопительные устройства могут быть многоярусными и
представляют собой склад или его секцию. Конструкция загрузочных устройств
должна исключать заклинивание и зависание в них грузов, выпадение грузов
или их просыпание, а также перегруз конвейера.
Загрузочные отверстия лотков для сыпучих материалов делают шириной,
равной 0,6...0,7 ширины конвейерной ленты, а наклон стенок лотков
ленточного конвейера - на 10...15° больше угла естественного откоса
транспортируемого материала. Разгрузка ленточных конвейеров,
транспортирующих сыпучие грузы, может производиться с помощью плужковых
сбрасывателей, представляющих собой щит, устанавливаемый над конвейерной
лентой под углом к направлению движения груза. Груз, двигаясь вдоль щита,
сбрасывается с ленты на одну или на обе стороны. Разгрузка ленточных
конвейеров может производиться с помощью разгрузочных тележек,
передвигающихся по рельсам вдоль конвейера и устанавливаемых в месте
разгрузки. В этом случае смонтированные на тележке два барабана огибаются
лентой, а груз, поднимаясь по ленте до верхнего барабана тележки,
сбрасывается в лоток, отводящий его в сторону от конвейера. При загрузке вручную приемная часть загрузочного устройства выполняется
таким образом, чтобы обеспечивалось горизонтальное (или с небольшим
уклоном) перемещение груза в сторону загрузки. При этом следует исключать,
как правило, подъем груза работниками с пола или с другого транспортного
средства. Все ленточные конвейеры независимо от их параметров и угла наклона
должны быть оснащены тормозными устройствами, а устанавливаемые с углом
наклона более 6° должны иметь кроме тормозных устройств и остановы. Роликовые конвейеры (рольганги) Использование роликовых конвейеров для перемещения крупногабаритных
грузов, а также поддонов (паллет), ящиков, бочек и вообще любых штучных
грузов с твердой плоской, ребристой или цилиндрической опорной
поверхностью существенно повышает эффективность складской обработки грузов
по сравнению с применением погрузчиков. Это достигается в первую очередь
экономией на складских площадях, необходимых для маневра погрузчиков, и
большими объемами переработки грузов в единицу времени. В роликовом конвейере груз перемещается по роликам, которые вращаются в
подшипниках, неподвижно закрепленных на раме конвейера. Роликовый конвейер
может состоять из секций разной длины. Роликовые конвейеры могут иметь
криволинейную трассу в плане, угловые вставки для изменения направления
подачи груза до 90°, дополнительные боковые ответвления для передачи,
подачи или съема груза. При перемещении по роликовому конвейеру груз или
поддон (с грузом или без груза) должны опираться не менее чем на три
ролика, а во избежание падения на закруглениях рольгангов следует
устанавливать защитные реборды высотой 100...150 мм. Различают гравитационные и приводные роликовые конвейеры. Также
возможна комбинация гравитационных и приводных секций транспортера. В гравитационных конвейерах ролики вращаются под действием силы тяжести
перемещаемого груза. В гравитационных роликовых конвейерах для перемещения
грузов под воздействием гравитации требуется определенный перепад высот
между пунктом загрузки и пунктом доставки. В зависимости от характера
груза угол наклона таких конвейеров составляет от 1,5 до 11°.
В приводных конвейерах используется привод от двигателя на ролики. Это
позволяет перемещать груз в горизонтальной плоскости или поднимать его под
небольшим углом, обеспечивая постоянную скорость перемещения. Привод роликов может осуществляться как от индивидуальных встроенных в
них приводов (на тяжело нагруженных конвейерах), так и от группового
привода, применяемого на роликовых конвейерах с малой и средней нагрузкой.
Групповой привод может осуществляться плоско- или клиноременной передачей,
непрерывной цепью, вращающими приводные шкивы или звездочки роликов, или
вращающимся валом, расположенным по всей длине роликового конвейера,
вращение роликам от которого передается через фрикционные или с жестким
зацеплением устройства. Групповой привод может приводить во вращение все ролики роликового
конвейера одновременно или их секции в определенной последовательности.
Такие конвейеры при наличии устройств, автоматизирующих включение секций,
могут использоваться и как накопители груза. Назад в библиотеку |